Увеличить карту
«…Все снабжение Хоста, города и округа, шло по воздуху. А в последние месяцы и это стало очень рискованно. Наш баграмский отряд Ан-12 испытал это на себе в полной мере…»


К концу ноября 1987 года в полную боевую готовность были приведены:

    ОКСВ
  • 108-я и 201 мотострелковые дивизии,
  • 103-я воздушно-десантная дивизия,
  • 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада,
  • 345-й отдельный парашютно-десантный полк,
  • а также ряд вспомогательных частей и подразделений (инженерно-строительные части, части связи).
    ВС ДРА
  • 8-я, 11-я, 12-я и 25-я пехотные дивизии,
  • 15-я танковая бригада,
  • более десяти батальонов Царандоя и службы государственной безопасности (боевые части МВД Афганистана).

23 ноября 1987 года началась операция «Магистраль».

Территория Пакистана была для душманов как дом родной. Оттуда шло финансирование, там обучались новые воины за родину и веру, туда, в случае опасности, отступали банды мятежников. Очевидно, что граничащие с Пакистаном территории являлись главной головной болью правительства. Типичным примером таких «проблемных» территорий был округ Хост.

Еще в середине восьмидесятых усилиями лидеров «альянса семи» в округе были созданы крупная перевалочная база и укрепленный район «Джавара», что в переводе означает «Волчья яма». База располагалась в горном массиве неподалеку от границы и была возведена по всем правилам современной фортификационной науки. Духи очень гордились «Джаварой» и почитали ее за символ своей мощи на юго-востоке страны.

Так продолжалось до весны 1986 года, пока ОКСВ не приступил к операции по разгрому Джавары. Неприступная мощь продержалась полтора месяца. База была разгромлена, уцелевшие защитники традиционно скрылись в Пакистане. Потери личного состава ОКСВ — минимальные.

Далее события развивались по знакомому сценарию — советские подразделения покинули округ Хост, а представители афганского правительства в очередной раз доказали неспособность к укреплению своей власти на местах. Уже через три месяца базу начали восстанавливать, а еще через полгода округ Хост, за исключением одноименной столицы, контролировался душманами.

К середине восьмидесятых у оппозиции созрел новый план «освобождения» страны. Лидеры «альянса семи» после долгих склок пришли к единому знаменателю и задумали создать альтернативное афганское правительство. Причем не очередное не имеющее авторитета, жалкое «правительство в изгнании», а правительство на территории Афганистана — что совсем другое дело. И лучше всего на роль столицы «свободного Афганистана» подходил именно город Хост.

Многие, а особенно те, чья голова забита известного рода идеологическими поделками, считают, что для достижения поставленных задач советское военное командование всегда пользовалось формулой: "Победа любой ценой, не считаясь с потерями". В действительности азы военной науки, начиная с трудов древности, таких как «Искусство Войны», говорят совершенно иное, а именно: лучший способ добиться победы — решить дело миром. Командование 40-й армии придерживалось именно этого принципа — параллельно с разработкой операции велись активные переговоры с представителями племен джадран, населяющих район проведения операции.

Гардез — Хост

Дорог в Афганистане мало, по ним передвигаются регулярные войска, по дорогам везут горючее, снаряжение и продовольствие, вдоль них прокладывают электричество и трубопроводы. Дорога от города Гардез до города Хост удовлетворяла всем вышеперечисленным условиям и была идеальной местностью для ведения эффективной партизанской деятельности.

Разведроты, прочесывавшие окрестности дороги, обнаружили несколько специально оборудованных «наблюдательно-подрывных» пунктов. В это же время разведроты усиленно прочесывали районы, прилегающие к дороге, на предмет обнаружения разнообразных складов, баз, подземных коммуникаций.

Самые жаркие события при проведении операции «Магистраль» разыгрались южнее перевала Сатэ-Кандав. Именно там находился базовый укрепленный район с неблагозвучным названием Срана. В советских газетах, кстати, это название, по понятным соображениям, подавалось как Сурана или Сарана. По словам командующего 40-ой армией Б. Громова, события, развернувшиеся в этом районе, стали ключевыми, определяющими для всей операции «Магистраль».

Перевал Сатэ-Кандав

С этого плацдарма предполагалось начать зачистку и блокирование дороги Гардез-Хост. Контролируя дорогу Гардез-Хост, наши и афганские подразделения прикрывают идущие в Хост автоколонны, не позволяя душманам обстреливать конвои и устраивать диверсии. После создания в городе Хост достаточных запасов продовольствия и медикаментов, стоит задача вывести войска в район Гардеза.

За годы, прошедшие с момента ввода ОКСВ на территорию Афганистана, в районе перевала Сатэ-Кандав, «запирающего» дорогу Гардез-Хост, был создан настоящий укрепрайон, оборудованы многочисленные огневые точки, склады с оружием и боеприпасами. После взятия перевала под прикрытием десанта вперед по дороге Гардез-Хост пошли инженерно-саперные части. Одновременно с этим в районе Хоста высаживаются батальон советских десантников и бригады афганского спецназа. Подразделения начали встречное продвижение по дороге Гардез-Хост.

Итоги

30 декабря по дороге Гардез-Хост, полностью очищенной от мин, фугасов и завалов, пошли первые машины с продовольствием. Части 40-й армии захватили около сотни складов с оружием и боеприпасами, четыре танка, девять бронетранспортеров. Действия наших солдат и офицеров сорвали планы душманов по отторжению округа Хост от Афганистана.